Вопрос профессионального самоопределения один из самых главных и сложных образовательного развития. И решение данного вопроса поможет воспитанникам определиться с будущей сферой профессиональной деятельности, а также сориентироваться в перспективности выбора образовательного учреждения.
Актуальность профессионального самоопределения воспитанников детского дома очевидна. От того, какую профессию изберут повзрослевшие школьники, и где будут работать, зависит не только их собственное благосостояние, но и возможность реализовать свои способности и творческий потенциал.
Ребятам был представлен цикл занятий по профориентации.
Первое занятие «Спектр профессий» имело цель сформировать представления о проведении анализа профессий на основе их классификации. Ребята вспомнили с помощью таблицы классификации профессий по предмету труда, что означает каждый тип профессии, провели практическое задание «Определи тип профессии». Занятие способствовало развитию у воспитанников способностей к анализу, синтезу, классификации и общению.
С целью оказания информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности и формирования потребности в выборе будущей профессии была проведена игра «Я и мир профессий». Дети называли профессии на заданные буквы, редкие и престижные профессии. В задании «Житейский выбор» были названы правила выбора профессии: профессия должна нравиться, соответствовать возможностям и способностям человека, должна быть востребованной на рынке труда.
На следующем занятии воспитанники познакомились с классификацией профессий и требованиями профессии к человеку, учились проводить анализ профессий на основе классификации типов профессий, формировали навыки и качества, способствующие успешному взаимодействию с социумом, активной жизненной позиции. Проведена игра «Парад профессий»
Занятие «Навыки самопрезентации» позволило сформировать устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Завершающим этапом в цикле занятий стала сюжетно-ролевая игра «Устройство на работу», которая помогла уяснить собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с той или иной ролью, развить умение входить в положение других людей, эмпатические навыки, коммуникативные умения. Ребята закрепили знания о том, как нужно вести себя на собеседовании,что нужно отвечать и спрашивать.
Занятия помогли сформировать позитивное отношение к труду, пробудить детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.